Конспект занятия "Хорошие дела"

Конспект занятия

по духовно-нравственному воспитанию

в старшей группе на тему: «Хорошие  дела»

Программные  задачи:

 Формировать умение воспринимать качества и свойства предметов; побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра;

Развивать милосердие, сострадание, послушание родителям, доброе отношение к окружающему миру, дружелюбие, взаимопомощь, ответственность и забота.

Воспитывать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

 

Материалы и оборудование: наглядные иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо», цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации неба и облаков, музыкальные композиции.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Назовем мы его «Что хорошо и что плохо». Предлагаю вам послушать стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?»

«Крошка сын к отцу пришел

И сказала кроха:

Что такое хорошо?

И что такое плохо?..»

Воспитатель: Подумайте и скажите, что узнал Кроха из этого стихотворения?

Ответы детей: что хорошо: мыть ботинки, помогать слабому, чистить зубы, не гулять в дождь, что плохо: гулять в дождь, ходить по лужам, обижать маленьких.

Воспитатель: Кто помог Крохе понять, что такое хорошо, что плохо?

Ответы детей: Отец.

Воспитатель: Как вы думаете, как поступил мальчик, который обидел маленького, беззащитного? Хорошо или плохо? Конечно, плохо. А в дождик можно гулять или нет?

Ответы детей: Нет. Можно простудиться, заболеть.

Воспитатель: А надо умываться, чистить зубы?

Ответы детей: Обязательно, чтобы были чистыми руки и лицо, чтобы зубы не болели.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как должны вести себя добрые дети?

Главные правила жизни добрых детей.

Воспитатель: Ты должен относить к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. А как?

Например: поступай так: не обижай, не мешай, желай здоровья, не ссорься, не осуждай, приноси добро другим.

Воспитатель: Ну а сейчас, давайте мы с вами послушаем и споем песню «Если добрый ты»

Дождик босиком по земле прошел

Клены по плечам хлопал…

Если ясный день – это хорошо.

А когда наоборот – плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты – то всегда легко,

А когда наоборот – трудно…

Воспитатель:О чем поется в этой песне?

Ответы детей: О доброте.

Воспитатель:Послушайте, какая есть хорошая пословица: «Жизнь дана на добрые дела». Давайте с вами подумаем, какими должны быть дети?

Ответы детей: Добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, чистыми, уступчивыми, щедрыми.

Воспитатель: А какими не должны быть дети?

Ответы детей: Злыми, ленивыми, непослушными, жадными, лживыми, упрямыми.

Дидактическая игра «Выбираем хорошие поступки»

  1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться!
  2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.
  3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет.
  4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая!
  5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она, наверное, помогает дедушке или бабушке.
  6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть!
  7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких?
  8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно!

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение «Как себя вести в течение дня?».

Воспитатель: Давайте с вами перечислим добрые дела дня.

Ответы детей:Не хвастаться, стараться порадовать своих близких добрыми делами, говорить «Спасибо», не хныкать, потерпеть неприятное, смело бороться со злом, просить прощения, если кого обидел.

Воспитатель:Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги, которые лежат у вас на столах. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.

«Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)

«Шла, шла Маша по лесу – деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)

«Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)

«Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)

«Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая!» (желтый)

«Повадилась лиса в курятник кур таскать...» (синий)

«Золушка была добрая, трудолюбивая девочка» (желтый)

«Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой» (желтый)

Воспитатель:Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы, сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям. Звучит музыка «Дорога добра».

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами нарисуем волшебное дерево «Дерево добра».

Спелые яблоки – это добрые качества души, а черные (гнилые) яблоки – это плохие качества.

Воспитатель: Молодцы! Замечательные получились деревья, а сейчас мы с вами продолжим наше путешествие на прогулке. Понаблюдаем за облаками.

Прогулка.

Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за облаками. На что похожи облака?

Ответы детей: На слона, на собаку, на рыбку, цветы, лошадку, сердечко, на овечку пушистую, на Деда Мороза с длинной бородой.

Воспитатель: А еще оно какое?

Ответы детей: Голубое, серое, синее.

Воспитатель: что мы еще видим на небе?

Ответы детей: Солнце.

Воспитатель: Конечно, солнце. Ребята, а как вы думаете, во что может превратиться облако?

Ответы детей: В тучу.

Воспитатель: А туча какая? (Хмурая, сердитая, черная). Когда проплывает большая туча, что происходит? Что идет? (Дождик).

Давайте послушаем с вами стихотворение, которое называется «Небо»

Небо чистое, голубое,

Небо доброе, родное.

А еще оно какое?

Подвижная игра «Ветерок и облака»

По сигналу «Ветер!»дети-«облака» - бегают по площадке в разных направлениях («облака летят по небу»).

По сигналу «Нет ветра!» - останавливаются и занимают какую-либо позу, а воспитатель выбирает наиболее интересные фигуры и говорит, на что похоже «то или иное облако» (на дерево, птицу и т.д.).

В группе:

По возвращению с прогулки обсуждаем – размышляем над нашими наблюдениями. Что мы видели, какое оно небо?

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки:

Между гор, средь быстрых речек,

Ветерок пасет овечек.

Дунет он – летят овечки

Воду пить от речки к речке.

Пьют без удержу, пока.

Не нальются их бока! (Облака)

Белые овечки по небу гуляли,

Вниз упали – в речку попали.(Облака)

Звучит знакомая песня «Облака» и воспитатель предлагает детям нарисовать небо с облаками, увиденными на прогулке.

Итог занятия.

Воспитатель: На этом наше с вами путешествие заканчивается, что интересного и полезного для себя вы вынесли из него?

Ответы детей.