Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

 

Создание безопасных условий при организации образовательного процесса

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ  В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.  Заведующий учреждением образования: несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке; принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда; обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Заместитель заведующего по основной деятельности: организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся; обеспечивает создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса. Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю. В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении дошкольного образования.  При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям). Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58. Анализ сведений о травмах, полученных воспитанниками в учреждениях дошкольного образования, свидетельствует о том, что в сравнении с 2016 годом их количество увеличилось на 19 единиц. В связи с этим необходимо не только ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования на всех заседаниях советов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, педагогических советов учреждений дошкольного образования, но и анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма. Министерство образования обращает внимание на необходимость организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с учетом Комплекса мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников, Плана мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасности образовательного процесса во исполнение представления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 21-06д/6. Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается. Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-технического оборудования.  На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования. Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности. Вход в здание учреждения дошкольного образования посторонних лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей. Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций. В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться. В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям). Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц. Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112».  В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3. До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц. Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию. Руководитель учреждения дошкольного образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования. Курение (потребление) табачных изделий на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования запрещается. Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования во время пребывания воспитанников. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников. Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы. Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря.  Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников. С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин. Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками. Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте. Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей должен оборудоваться поручнями для воспитанников.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ УСЛОВИЙ  В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА Пунктом 4 статьи 20 Кодекса определено, что создание безопасных условий при организации образовательного процесса является обязанностью учреждения образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 обучающиеся имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса. За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования руководитель учреждения дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.  Заведующий учреждением образования: несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения образования во время осуществления образовательного процесса в установленном законодательством Республики Беларусь порядке; принимает меры по созданию для обучающихся и работников безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания, труда; обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Заместитель заведующего по основной деятельности: организует пропаганду и формирование здорового образа жизни обучающихся; обеспечивает создание безопасных и здоровых условий обучения и труда, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной безопасности. Воспитатель дошкольного образования: совместно с медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни; соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности; обеспечивает создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса. Руководитель физического воспитания: обеспечивает здоровые и безопасные условия во время проведения физкультурно-оздоровительных занятий, мероприятий; совместно с педагогическими и медицинскими работниками обеспечивает охрану и укрепление здоровья обучающихся, формирование основ здорового образа жизни; обеспечивает строгое соблюдение требований к мерам безопасности при организации образовательного процесса, при проведении занятий по физической культуре, физкультурно-оздоровительных мероприятий; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время физкультурно-оздоровительных мероприятий; осуществляет контроль за состоянием и эксплуатацией спортивных сооружений и объектов физкультурно-оздоровительного назначения, находящихся на балансе учреждения образования, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований к местам занятий, оборудованию и инвентарю. В должностных обязанностях руководителей учреждений дошкольного образования, их заместителей и иных педагогических работников в обязательном порядке должна быть закреплена ответственность за необеспечение безопасных условий обучающихся во время их пребывания в учреждении дошкольного образования.  При получении воспитанником травмы педагогические работники обязаны принять меры по оказанию первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения и незамедлительно сообщить его родителям (законным представителям). Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 58. Анализ сведений о травмах, полученных воспитанниками в учреждениях дошкольного образования, свидетельствует о том, что в сравнении с 2016 годом их количество увеличилось на 19 единиц. В связи с этим необходимо не только ежегодно рассматривать вопросы состояния травматизма обучающихся и обеспечения безопасности их жизнедеятельности в учреждении дошкольного образования на всех заседаниях советов отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, педагогических советов учреждений дошкольного образования, но и анализировать причины получения травм воспитанниками в учреждении дошкольного образования, устранять условия, способствующие их получению, планировать и проводить мероприятия по профилактике детского травматизма. Министерство образования обращает внимание на необходимость организации образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования с учетом Комплекса мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников, Плана мероприятий по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасности образовательного процесса во исполнение представления Генеральной прокуратуры Республики Беларусь от 18 января 2016 г. № 21-06д/6. Педагогические работники должны приходить на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверять групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья. При обнаружении нарушений режима безопасности они обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается. Педагогическими работниками учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми. Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы. Забирать ребенка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. В учреждениях дошкольного образования должно быть обеспечено должное санитарно-техническое состояние здания, помещений, коммуникаций и санитарно-технического оборудования.  На центральном входе в здание устанавливается пост охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здании учреждения дошкольного образования. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования. Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности. Вход в здание учреждения дошкольного образования посторонних лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей. Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной работе, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций. В учреждении дошкольного образования должен быть организован контроль за пребыванием воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь учреждения, выходы с территории, запасные выходы должны иметь затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться. В случае исчезновения воспитанника необходимо безотлагательно организовать его поиск, сообщить в ближайшее отделение милиции и его родителям (законным представителям). Руководитель учреждения дошкольного образования организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, технических средств охраны (система видеонаблюдения), наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц. Адреса и номера телефонов заведующего учреждением дошкольного образования, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб должны быть размещены в каждом учреждении образования на информационных стендах. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обнаружения подозрительных веществ и предметов необходимо позвонить по телефонам «101, «102» или единому номеру экстренной помощи «112».  В случае возникновения пожара действия заведующего учреждением дошкольного образования должны быть направлены на обеспечение безопасности воспитанников, работников учреждения дошкольного образования и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3. До прибытия представителей соответствующих структур педагогические работники обязаны немедленно эвакуировать находящихся в опасной зоне воспитанников и обеспечить охрану данной зоны от проникновения посторонних лиц. Руководитель учреждения дошкольного образования должен информировать органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также иные уполномоченные органы и организации об аварийных ситуациях в здании и на территории учреждения дошкольного образования, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию. Руководитель учреждения дошкольного образования обязан обеспечить разработку и выполнение комплекса мер по реализации запрета курения (потребления) табачных изделий работниками на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования. Курение (потребление) табачных изделий на территории и в помещениях учреждения дошкольного образования запрещается. Запрещается проведение текущего и капитального ремонтов здания, помещений и коммуникаций учреждения дошкольного образования во время пребывания воспитанников. Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования должны быть изолированы, электроприборы – недоступными для воспитанников. Запрещается использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и др.; применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства; оставлять без присмотра включенные в электросеть электроприборы. Стационарное оборудование в групповых помещениях должно быть надежно закреплено к стене или полу. Не допускается использование и хранение в помещениях с пребыванием воспитанников неисправного оборудования, мебели и инвентаря.  Столы и стулья в игральных и групповых с зонами отдыха устанавливаются по числу воспитанников в группах. Стулья должны быть в комплекте со столом одного размера (группы) и маркировки. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год. В каждой группе должна быть схема рассадки воспитанников. С целью предупреждения травмоопасных ситуаций, причинения ущерба здоровью воспитанников пешеходные дорожки на территории учреждения дошкольного образования должны быть ровными, без выбоин. Игровые площадки оборудуются многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Песок для наполнения песочниц завозится из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о содержании в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов (свинец, кадмий). Ежегодно в весенний период, а также по эпидемическим показаниям и при видимом загрязнении должна проводиться смена песка в песочницах. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. Подбор видов зеленых насаждений должен обеспечивать наличие зелени в течение всего года. Не допускается использовать для озеленения территории деревья, кустарники и травы с ядовитыми плодами и колючками. Во время нахождения воспитанников в помещениях учреждения образования необходимо обеспечить максимальное естественное освещение. На подоконниках не должно быть высоких (не выше 15-20 см от подоконника), широколистных цветов. В качестве солнечной защиты могут использоваться раздвигающиеся жалюзи, шторы из хлопчатобумажных и других тканей, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в промаркированных емкостях в недоступном для воспитанников месте. Душевой поддон в туалетных помещениях группы для детей должен оборудоваться поручнями для воспитанников.